Нижний Новгород в числе других российских мегаполисов переходит на безналичный расчет в общественном транспорте, а регион готовится тиражировать автоматизированную систему оплаты проезда во все районы области. Однако нижегородская система пассажирских перевозок по масштабу и доходности далека от Москвы и Санкт-Петербурга, а муниципальные предприятия остаются убыточными. О том, как привести пассажирские перевозки к современным стандартам и сделать комфортными для пассажиров, рассказывает директор компании «Ситикард» — оператора автоматизированной системы оплаты проезда — Юрий Рябиков.
— Система автоматической оплаты проезда внедряется в Нижнем Новгороде с 2012 года. Что удалось сделать?
— Одновременно и много, и мало. Система оплаты проезда «Ситикард» успешно работает, и сегодня безналичный способ оплаты использует более половины населения Нижнего Новгорода, которое передвигается с помощью общественного транспорта. Сейчас на руках у нижегородцев более 500 тыс. носителей транспортного приложения, половина из них — персональные транспортные карты. Эти карты изготовлены за счет материнской компании НоваКард и выданы школьникам, студентам, пенсионерам и другим гражданам бесплатно. С каждым годом растет число владельцев транспортных карт. Например, за прошедший год количество новых гражданских транспортных карт увеличилось в пять раз. В целом в 2017 году система зарегистрировала более 160 млн поездок в общественном транспорте города, включая Нижегородскую канатную дорогу. Кроме того, в минувшем году мы внедрили вместе с партнерами оплату проезда бесконтактными банковскими картами национальной платежной системы «Мир», MasterCard и Visa на всем муниципальном транспорте. Услуга эта настолько популярна, что число поездок, оплаченных бесконтактными банковскими картами, ежемесячно увеличивается на четверть. Нижний Новгород уверенно занимает лидирующие позиции в стране по внедрению в таком масштабе инновационной системы оплаты проезда на всех видах пассажирского транспорта.
К большому нашему сожалению, безналичная оплата проезда до сих пор не доступна на маршрутах частных перевозчиков. Не произошел и переход на бескондукторную схему оплаты проезда.
— Почему? В чем трудности?
— Вопреки требованиям закона частные перевозчики не желают присоединяться к системе. Они не хотят выходить из выгодной для них «серой» зоны, когда выручка не учитывается в полном объеме и налоги не платятся. При этом они и о качестве услуг не задумываются. Зачем в это вкладываться? Порой, кажется, они хотят получать деньги пассажиров, вообще ничего не делая. А органы власти не предпринимают решительных шагов по исправлению ситуации. В проигрыше, как всегда, оказывается пассажир, который не получает ни комфортных поездок, ни удобных способов оплаты. На рынке пассажирских перевозок процветает нездоровая конкуренция. Это негативно сказывается на состоянии дел муниципальных транспортных предприятий, которые еще сохранили прежние требования и к безопасности перевозок, и к качеству обслуживания пассажира, да и налоговую нагрузку несут в полном объеме. Чтобы подключить частных перевозчиков, необходима политическая воля. Все остальное уже есть. В том числе и технологические возможности. Опыт Москвы в этом плане показателен.
— Участники рынка находят услуги «Ситикард» дорогими и приводят примеры других городов, где подобные системы обходятся дешевле.
— Их аргументация о дороговизне АСОП несостоятельна. Давайте сравним одинаковый набор услуг. В Нижнем Новгороде этот набор услуг максимальный. НоваКард по условиям соглашения с городом за свой счет построил центр обработки данных, оборудовал весь муниципальный транспорт терминалами, организовал центры обслуживания и call-центр, бесплатно выпускает персональные транспортные карты, самостоятельно проводит огромную работу со льготниками. Из бюджета Нижнего Новгорода не потрачено ни рубля. Это в чистом виде инвестиционный проект. При этом наше вознаграждение не заоблачное, оно абсолютно в рынке. Вот в Московской области, например, для инвестора предусмотрена дополнительная премия при достижении определенных показателей при тех же ставках за услуги. Во многих регионах при тех же ставках или чуть ниже многое реализуется за бюджетные средства, например, выпуск транспортных карт или покупка оборудования осуществляется за средства перевозчиков. Важно учесть еще одно обстоятельство. Наша компания НоваКард — это компания, более 20 лет успешно работающая с международными платежными системами. НоваКард создавала систему «Ситикард» по мировым стандартам и в соответствии с требованиями российского законодательства. Деньги пользователей карт хранятся на спецсчете в банке, который является аккредитованным ЦБ РФ оператором электронных денежных средств. Персональные данные обрабатываются с соблюдением всех норм безопасности. Да, это обходится дороже, но обеспечивает надежную защиту средств и персональных данных граждан. Компания никогда не экономила и на безопасности носителей и на терминальном оборудовании. Мы знаем, что ряд регионов используют дешевые китайские носители. То же самое можно сказать и про оборудование: если использовать терминалы, которые не сертифицированы международными платежными системами, то они не смогут принимать к оплате банковские карты.
И, к сожалению, сегодня АСОП напоминает большой комфортабельный автобус, который ездит полупустым по городу. Наша система, построенная в соответствии с техническим заданием городской администрации в расчете на 3 тыс. единиц подвижного состава и 2 млн транспортных транзакций в день, загружена только на 40%.
— Сколько приносит бизнес оператора АСОП с учетом инвестиций в оборудование, центр обработки данных и выпуск карт?
— Доходы оператора системы определяет процент с выручки транспортного предприятия. В случае «Ситикард» это 5% с безналичных транзакций и 2% с оплаты проезда наличными. Как правило, две трети своего дохода оператор тратит на оплату банковских услуг по пополнению счетов транспортных карт. Плюс нужно оплачивать текущие издержки, связанные с работой транспортного процессинга, с обслуживанием пользователей карт. В министерстве транспорта Нижегородской области подсчитали, что инвестиции 500–600 млн руб. для развития АСОП в области при таком вознаграждении оператору окупятся минимум за пять–шесть лет. И это без учета затрат на банковские услуги. Поэтому на деле реальные сроки окупаемости существенно больше. Наша история вообще уникальна. Давайте не будем забывать, что «Ситикард» работал два года бесплатно в тестовом режиме и самостоятельно нес все бремя расходов. Наш срок окупаемости уже стремится к бесконечности.
— Зачем вам это нужно?
— Для НоваКард как производителя и разработчика платежных решений важно развивать современные бесконтактные технологии. Инновационные технологии, которые мы используем, имеют хорошие перспективы. Они стимулируют переход к прозрачным безналичным расчетам во всех сферах. Нам интересна интеграция всех существующих электронных услуг в единый цифровой сервис, который можно тиражировать в масштабах всей страны. Работающая технология позволяет демонстрировать ее возможности ведущим участникам рынка. Если следовать стратегии развития цифровой экономики в России — это хорошие инвестиции в будущее.
С практической точки зрения мы рассчитываем на то, что больше компаний будет участвовать в развитии системы, шире станет круг пользователей услуг. В этом случае и услуги будут дешевле. Возвращаясь к вопросу о подключении «частников» — если они подключатся к АСОП, то можно говорить и о снижении ставки.
— Вам принадлежит инициатива тиражировать АСОП по всей территории области. Что изменится для районов? И сколько игроков могут прийти в регион?
— Сегодня внедрение автоматизированной системы — единственный способ рассчитать субсидии на перевозку льготных категорий граждан. Альтернативы внедрению тотального государственного контроля транспортной сферы с использованием современных информационных систем нет. Что касается ситуации в Нижегородской области, надеюсь, что руководство региона ускорит запущенный процесс и все жители нашей области получат возможность оплачивать проезд с помощью самых современных платежных инструментов. Мы приветствуем приход новых игроков на рынок. Мы всегда выступаем за честную конкуренцию, особенно если компании предлагают услуги должного качества по сопоставимой цене. Наша совместная качественная работа должна обеспечить безопасность и высокий уровень обслуживания пассажиров.
— В Нижнем Новгороде началась транспортная реформа. Как, на ваш взгляд, она проходит?
— Наша система — это источник информации для органов власти и перевозчиков, инструмент для принятия управленческих решений, способный сделать прозрачными финансовые потоки и перейти к интеллектуальным системам контроля пассажирских перевозок. Пока лишь идет передел частных маршрутов. В то время как в первую очередь нужно получить полные данные о поездках пассажиров, совместив единый сервис мониторинга движения с системой безналичной оплаты проезда. Анализ полученных данных позволит построить оптимальную маршрутную сеть и удовлетворить все потребности пассажиров. Перевозчики при этом сократят «холостой» пробег на дублирующих маршрутах, смогут оптимизировать свои расходы и увеличить выручку на единицу своего подвижного состава. На рынке установится здоровая и честная конкуренция. Внедрение системы выгодно и для властей, учитывая перспективы дополнительных налоговых поступлений в бюджет, контроль движения транспорта и прозрачные расчеты бюджетных субсидий транспортным предприятиям за обслуживание льготных категорий граждан. Только такие меры способны сделать транспорт выгодным, а пассажиры в итоге получат качественные и безопасные услуги, которые обойдутся им дешевле.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3561070
Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ