Директор компании "Ситикард" Юрий Рябиков рассказал Руслану Станчеву (РБК ТВ) о развитии в регионе проекта АСОП, о неизбежности революции в информационных сервисах и продвинутых пользователях-пенсионерах.
— Еще несколько лет назад Нижний Новгород был единственным миллионником, не имевшим системы АСКОП. Потом она каким-то чудом появилась, хотя и через скандалы компании "Новакард" с городской администрацией. Теперь она вроде работает. Как вы оцениваете ситуацию сейчас?
— Оценивать должны не мы, а пользователи, и только во вторую очередь – участники рынка. Как известно, пользователи голосуют рублем, и сегодня в муниципальном транспорте около 60% поездок оплачивается бесконтактным методом – либо транспортной, либо платежной картой. Это один из самых высоких показателей в стране. Мы говорим об автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, канатной дороге. Кроме того, сейчас есть совместный проект с Волго-Вятской пригородной компанией.
— Это предел, или можно расти? А то любовь к наличным деньгам, кажется, вечна. Особенно у старшего поколения.
— Предел – это 100%. Не могу с вами согласиться по поводу пожилых людей, потому что большая часть пенсионеров пользуется льготными электронными проездными билетами или льготной транспортной картой. Как раз для них другого способа оплаты не существует. Это наши самые верные пользователи.
— Сыграла свою роль экономия в несколько рублей?
— Конечно. Экономическая составляющая здесь стала основной.
— Хорошо. Видимо, большинство жителей оценивают проект положительно, раз пользуются новыми возможностями. А участники рынка что говорят? Как идет работа с частными перевозчиками?
— В первую очередь, надо сказать об участниках, представляющих так называемый безналичный мир, – это банковское сообщество и платежные системы. По оценкам Mastercard, платежной системы "Мир" и Сбербанка, наш проект является наиболее удачным в России.
На Западе все это давно уже работает. Где есть наличка, там есть возможность получить деньги, не заплатив налоги. Вы зашли с абсолютно понятной, прозрачной системой, и кое-кто в результате остался за бортом. Вообще, это довольно рискованная история, потому что на вас могли обидеться. Как строятся взаимоотношения с теми, кому вы наступили на карман?
Они придумывают всякие проблемы, говорящие о невозможности дальнейшего развития в системе, где работают частные перевозчики.
— Они совсем не хотят с вами разговаривать, или варианты возможны?
— Есть разные участники рынка, в том числе абсолютно адекватные люди, которые прекрасно понимают, что надо двигаться в сторону информационных технологий, касающихся не только оплаты проезда, но также информирования пассажиров о движении транспорта, контроля графика.
Движение есть, и сегодня союз частных перевозчиков идет навстречу нам, а мы уже напрямую разговариваем, чтобы в самое ближайшее время крупные частники полностью включились в работу системы. Надо, чтобы людям было удобно, чтобы они могли пользоваться лучшим электронным кошельком, позволяющим пересаживаться в течение 60 минут на все виды транспорта, чтобы они могли пользоваться и услугами коммерческих перевозчиков.
— Я правильно понимаю, что сложности в основном создает так называемое транспортное лобби, сидящее в городской думе и вовлеченное в этот бизнес?
— Нет, я говорю о том, что вся транспортная отрасль страны находится в одинаково тяжелом положении. Поэтому в сентябре прошлого года было проведено специальное заседание Госсовета, где все эти проблемы были озвучены президентом. Мы тоже были участниками экспертных групп в аналитическом центре при правительстве РФ, которые готовили предложения к этому совещанию. Почти все наши предложения в той или иной мере были отражены в поручениях, которые дал глава государства. Речь идет о внедрении всех информационных технологий на транспорте в обязательном порядке, интеграции их в единую интеллектуальную систему управления. Кроме того, поставлена задача борьбы с серым бизнесом, с нелегальными перевозчиками. Озвучена очень важная задача развития электротранспорта с обеспечением ему приоритетов в мегаполисах.
— Каков процент нелегалов и серого бизнеса в пассажирских перевозках в Нижегородской области?
— Нелегальные перевозчики – это не столько значительно, сколько показательно. Это прямое оскорбление пассажиров и органов власти. Наряду с перевозчиками, работающими в "белой" и "полусерой" схемах есть и откровенно "черные" предприниматели, которые в полном объеме уводят деньги, работают без контроля и ответственности. Если говорить о "серой" зоне, примерно половина выручки транспортных предприятий сегодня никак не отражается в финансовой отчетности и не подлежит налогообложению.
— Вы уже третий год работаете с городом. Наверняка у вас есть массив данных о транспортных потоках и работе маршрутной сети. Мы неоднократно слышали о комплексной программе развития транспорта. Деньги тратились, куда-то пропадали, а воз и ныне там. Нам предстоит ЧМ-2018. Кто-то ожидает коллапса, кто-то говорит, что несколько дней проведения матчей – не критическое испытание. Как считаете, город справится?
— Думаю, да. Работа в экстремальных условиях – наша национальная забава. Нижний Новгород и вся Нижегородская область сконцентрируются, будут привлечены ресурсы всего региона. К тому же, мундиаль принесет нам новые технологии управления движением общественного транспорта.
— Каким образом?
— Заложены очень серьезные нормативы на транспортное обслуживание. Создана достаточно грамотная дирекция, которая готовится к работе с клиентскими группами. Серьезно к этому подходят и городская администрация, и министерство транспорта. Я думаю, какие-то трудности у жителей Нижнего Новгорода в этот период возникнут, но я не думаю, что они будут носить апокалиптический характер.
— Еще одна модная нынче тема – "умный город". Это прекрасно работает в Амстердаме, Милане, Барселоне и других европейских городах. Честно говоря, мне с большим трудом верится, что у нас однажды будет так же. Возможно ли повсеместное внедрение технологий на территории Нижегородской области?
— У нас просто нет другого выхода, и мы уже стоим на пороге скачкообразного развития, прорыва, который позволит эффективно управлять всем городским пространством и всеми сферами жизни горожан. Если говорить только о транспорте, использование информационных технологий в управлении совершенно точно ведет к революции в этой сфере. В первую очередь вырастет управленческая и экономическая эффективность, в том числе для самих предпринимателей. Сегодня до 40% перевозок не являются эффективными, и транспорт ходит пустым. Технологии позволят исключить холостые пробеги.
Вторая составляющая – для пользователей. Когда они получат нормальные информационные сервисы по работе транспорта, смогут планировать свое передвижение и всю жизнедеятельность. Это наиболее очевидная, видимая часть изменений. Это неизбежно для нижегородцев, потому что является принятой на вооружение государственной программой.
— Может быть. Вы имеете какое-то отношение к платным парковкам в Нижнем Новгороде?
— Мы являемся одним из подрядчиков в части использования карт оплаты парковок. Наша небольшая часть специальных считывателей работает.
То есть на вас ругаться смысла нет. Просто я неоднократно сталкивался на ул. Рождественской и Московском вокзале с тем, что люди не могут оплатить стоянку. То карты не принимаются, то считывание не происходит. Больше всего расстраивает, что на Рождественской машины как стояли на рельсах, так и стоят. То ли люди не боятся штрафов, то ли штрафы не собираются. Я постоянно плачу через мобильное приложение, но не знаю, кому это нужно. Как думаете, почему у нас все так тяжело внедряется? Проблема в людях, принимающих решения, или в населении, не воспринимающем новшества?
В некомпетентности людей, принимающих решения.
— Есть у вас сверхзадачи на 2018 год? Какие решения собираетесь внедрить? Чем собираетесь удивить из того, что сделает жизнь нижегородцев лучше?
— Мы никого не желаем удивлять, но сделать жизнь лучше хотели бы. Очень рассчитываем, что система автоматизированного контроля оплаты проезда будет работать на всем транспорте, включая частников. Это полностью инвестиционный проект, и на него не было потрачено ни копейки бюджетных средств. Мы построили за свой счет центр обработки данных, приобрели все транспортные терминалы, создали самую большую сеть распространения и пополнения транспортных карт в стране. Сейчас очень рассчитываем, что система заработает на всю нагрузку.
Область идет своим путем. Сформирована законодательная база, появились новые требования, и мы думаем, что наш опыт и потенциал может быть использован. Как известно, в области предусмотрена конкурентная среда между операторами АСКОП. Это нормально, поскольку приведет только к улучшению качества услуг.
— Смотрите, что получается. В проекте с парковками крупная телекоммуникационная компания ставила приборы, которые то работали, то нет, и все – за бюджетные средства. Другой пример – вы, ваши частные деньги в рамках инвестпроекта и работа, как я понимаю, пока в минусе. Как сделать, чтобы государство и бизнес в подобных проектах были вместе, а не порознь? Диалога с властью вам не хватает? Пожалуйста! Панов – открытый мэр, общается со всеми.
— Он только недавно приступил к обязанностям, и через какое-то время мы сможем оценить, будет ли прок в его открытости для реальных дел в Нижнем Новгороде. Мы на это надеемся, и оснований не верить сейчас нет. Однако мы считаем, что многие вещи власть должна заказывать на рынке как сервисы. Не надо вкладывать бюджетные средства – надо заказывать услуги с определенными параметрами. Если бы услугу сбора денег с платных парковок поручили частной компании за определенный процент и ответственность за организацию, а подрядчик не справился, он не получил бы вознаграждение и попал на деньги. А сейчас ровно наоборот: бюджет понес большие расходы, а услугу граждане не получают.
Автор Руслан Станчев
Фото Михаил Солунин (РБК)
Источник: https://nn.rbc.ru/nn/09/04/2018/5acb14739a7947a643eef7aa